Дерегуляция бизнеса: планы и перспективы Печать
Автор: Angelina   
13.07.2012 08:08
В то время как власти называют дерегуляцию бизнеса в Украине стержнем экономических реформ, рапортуя об очередных успехах в преддверии парламентских выборов и обещая завершить ее к концу этого года, на практике особого эффекта предприниматели от этого процесса пока не чувствуют. Больше всего сегодня продолжает сталкиваться с произволом чиновников на местах мелкий и средний бизнес.

Между тем новые рычаги влияния на ситуацию получил специально уполномоченный орган - Госкомитет по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, который, напомним, после ликвидации в декабре 2010 г. был восстановлен к концу 2011 г.

Так, 5 июля 2012 г. перед уходом на каникулы народные депутаты внесли изменения в Закон "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности", согласно которым, местные советы должны будут согласовывать все проекты регуляторных актов в сфере хоздеятельности с Госпредпринимательства, а тот, в свою очередь, сможет вносить изменения. По мнению авторов документа, такая мера уменьшит регуляторное давление на субъектов предпринимательской деятельности и повысит качество подготовки проектов регуляторных актов.

Кроме того, глава ведомства Михаил Бродский инициирует дальнейшую оптимизацию нормативно-правового поля и к концу июля 2012 года планирует представить на рассмотрение Правительства проект, согласно которому почти 60% предпринимателей смогут работать по декларативному принципу без дополнительной разрешительной документации.

Проект постановления Кабмина «О внесении изменений в Перечень определенных действий относительно внедрения хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности, которые не могут осуществляться на основании декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства» предусматривает сокращение с 95 до 37 видов хозяйственной деятельности, включенных в Перечень документов разрешительного характера.

Напомним, что процесс дерегуляции уже продолжается несколько лет, и ее намеревались завершить еще к концу прошлого года.

Налоговая тем временем заверяет, что бизнес все больше переходит на «дистанционное общение» с контролирующими органами - в шести регионах Украины уже открыто 380 центров, где мелким и средним предпринимателям предлагают получить бесплатный ключ для ведения электронной налоговой отчетности согласно норме  Налогового кодекса. На практике сегодня услуга по-прежнему требует финансовых затрат.

Свидетельствуя о своих успехах, Налоговая рассказывает и о растущем количестве предпринимателей - за первое полугодие появилось 146 тыс. новых упрощенцев, и теперь в Украине 1 млн. 154 тыс. плательщиков единого налога.

Но статистика еще ни о чем не говорит. Регистрацию бизнеса хоть и упростили, однако проблему это не решило. Разрешительные центры по принципу «единого окна» работают непрозрачно, а чиновники продолжают зарабатывать на бизнесменах, навязывая им услуги фирм-посредников, которые предоставляют консультативные услуги по оформлению документов.

К тому же процесс ликвидации бизнеса продолжает оставаться трудоемким и по-прежнему затягивается чиновниками.

В свою очередь, предприниматели часто просто перестают сдавать отчеты, надеясь, что Налоговая через 3 года сама закроет предприятие. На этом поприще успешно зарабатывают фирмы, которые предлагают ликвидировать бизнес за несколько дней и просят за  эту услугу от 2,5-3 тыс. грн.

Касательно процедуры получения свидетельства плательщика НДС, она хоть и была упрощена, но предприниматель по-прежнему рискует лишиться его по ряду причин.

В частности, в соответствии с п.184.1. Налогового кодекса одним из оснований для аннулирования регистрации субъекта хозяйствования в качестве плательщика НДС является наличие в Едином госреестре записи об отсутствии юрического или физического лица по его местонахождению (месту проживания) или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице.

Напомним также, что такие шаги как отмена свидетельства о госрегистрации, а также разрешения милиции на изготовление печати для субъектов хозяйствования с одновременным закрытием Интернет-доступа к отдельным разделам Единого госреестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в комплексе привели к подорожанию ведения хоздеятельности.

Между тем обязательное использование печатей вообще предлагается отменить и вместо этого ввести личную подпись руководителя. В конце июня Кабмин одобрил соответствующий проект Закона «О  внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления принципа осуществления хозяйственной деятельности субъектами частного права без применения печатей", и зарегистрировал его в Парламенте под № 10730 от 7  июля. Чиновники заверяют, что это уменьшит затраты на создание новых субъектов хозяйствования и снизит риски рейдерства. Текст законопроекта пока не обнародован.

Тем временем на бизнес могут негативно влиять не только рейдерские атаки и тотальная коррупция, но и жесткие меры, направленные на наполнение бюджета, на который ложится бремя по выполнению многих социальных инициатив власти в преддверии выборов. Так, ежемесячную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль, которую раньше и так негласно требовали налоговики, и на что неизменно жаловался бизнес, решили просто напросто узаконить.

Законопроект №10224 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно Государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине)", принятый Парламентом 5 июля, вводит годовой отчетный период по налогу на прибыль и обязывает предприятия с годовым доходом свыше 10 млн. гривен платить ежемесячные авансовые взносы по нему. Получается, что даже предприятия, которые в итоге окажутся в убытках, все равно обязаны будут заплатить в бюджет налоги авансом.

Крупные предприятия, декларирующие убытки, не смогут и получать возмещение НДС в автоматическом режиме. Этот же закон расширил критерии на «автомат» -  крупные налогоплательщики, которые задекларировали убыток по итогам предыдущего отчетного (налогового) года, не будут иметь право на него. Список же предприятий, получающих автоматическое возмещение, как был, так и остается закрытым для общественности.

Кроме того, указанным законопроектом №10224 вводится пятая и шестая группа плательщиков единого налога, под которую подпадают физические и юридические лица с годовым объемом дохода до 20 млн. гривен.

Напомним, что с 1 июля 2012 г. упрощенцы будут жить практически по новым правилам, в соответствии с вступившими в силу нормами Закона №4834-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм».

Инициаторы же очередных нововведений уверенны, что существование пятой и шестой группы плательщиков единого налога простимулирует предпринимателей к развитию бизнеса.

В то же время, объем оборота хоть и был увеличен, но при этом, предельное число наемных работников осталось без изменений.

Принятые изменения на фоне приближающихся парламентских выборов со временем вновь могут обернуться новыми проблемами для упрощенцев и очередными обвинениями в злоупотреблениях. Поэтому, большая часть предпринимателей остаются пессимистично настроенными относительно перспектив реального улучшения условий для ведения бизнеса.

Судебно-юридическая газета